Счастье живет на крыше

В театре «Около дома Станиславского» поселился Карлсон

 
Фото: Виктор Пушкин

Книга Астрид Линдгрен об одиноком мальчике, его забавном семействе и оригинальном товарище с пропеллером за спиной считается детской. Однако есть немало ее поклонников сознательного возраста. Да и в самой книге можно найти массу мотивов и линий, не очень понятных ребенку, зато приводящих в восторг взрослого.

Со спектаклем театра «Около» та же самая история: на него можно приводить детей, но именно взрослый человек сможет ощутить и осознать все, что там заложено. Историю о Карлсоне выбрал для режиссерского дебюта Илья Окс, актер «Около», обучающийся режиссуре на заочном курсе Юрия Погребничко в Щукинском училище. И в работе Окса хорошо видна традиционная стилистика «Около» (а Погребничко значится руководителем постановки). Но спектакль при этом – абсолютно самостоятельное высказывание, с тонким пониманием книги, сделанное с большим вкусом и завораживающим изяществом.

Илья Окс очень точно почувствовал и передал взаимоотношения между главными героями. Ведь история Малыша и Карлсона – не просто о дружбе, но о восхищении, нежности, волшебстве. Это история бегства от одиночества. История маленького чуда, навсегда изменяющего будни. Дабы немного спрямить ситуацию, режиссер отдал роль Малыша актрисе, а не актеру. Но Ольга Бешуля отнюдь не травести, и мальчика она не играет – играет девочку, от тоски и покинутости почти потерявшую человеческий облик. Эдакое странное создание в мешковатых штанах, со всклокоченными волосами, забавляется игрой в ножички и смотрит на экран телевизора, где сыплется снег.

Мрачный скучный мир. И вдруг – сказка: через окно впархивает красавец-блондин в стильном костюме и шляпе (Алексей Сидоров), веселый, озорной, умный. И все сразу становится по-другому. Малыш расцветает на глазах, исчезает зажатость и неуклюжесть. Доволен и Карлсон: хоть он и самодостаточен (не сказать самовлюблен), а точно так же нуждается в тепле и привязанности. Они будут ссориться – и мириться, прячась в шкаф, играть в привидение, пугая незадачливых воров Филле и Рулле, танцевать под знаменитый твист из «Криминального чтива» и спасать от тех же воров фрекен Бок и дядюшку Юлиуса. А в финале, когда Карлсону выдадут в редакции газеты мешок денег – награду за то, что он «не спутник-шпион», они с Малышом уйдут в обнимку навстречу большой жизни. Ведь теперь они навсегда вместе, и мир принадлежит только им.

Режиссер вычленяет из книги эпизоды нехрестоматийные, но отлично звучащие, в которых есть нужная ирония. Есть в спектакле и гневные рассуждения фрекен Бок (Элен Касьяник играет ее не бой-бабой, а симпатичной грустной женщиной, которой не повезло в жизни) о сестре-кокетке Фриде, ее женихе и «носике, пленительном в любую погоду». Да, без досконального знания книги у зрителя складывается совершенно иная, незнакомая история. Но тем и ценен спектакль. Ведь в «Около» всегда переосмысливают известные сюжеты, да так, будто видишь и слышишь их впервые.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также