Другая сторона Луны

Большие гастроли Малого драматического театра Вильнюса

 
Сцена из спектакля «Мадагаскар»

По странному стечению обстоятельств, театр Римаса Туминаса долгое время объезжал нас стороной. Ситуацию изменили недавние гастроли – Москва увидела пять спектаклей Малого театра Вильнюса.

Любое свидание воочию после стольких лет почти сплошь заочного знакомства всегда чревато разочарованием. Тонкого, тактичного, очень актерского режиссера Туминаса действительно есть в чем упрекнуть. Например, в слишком затянутом на наш московский вкус ритме (все спектакли – по три с лишним часа), в излишестве находок, да в чем угодно, кроме главного – имея великолепную труппу и мировую известность, он ни в одном спектакле ни одной секунды не чувствует себя мэтром. Кто-то даже упрекнул его в отсутствии режиссерского почерка – слишком разными оказались пять спектаклей Малого театра. Но дело, мне кажется, не в отсутствии почерка, а в поиске нового сценического языка, с которого режиссер начинает каждый свой следующий спектакль.

Неблагородное это дело – сравнивать Туминаса и Някрошюса. И все же одно сравнение напрашивается. Някрошюс – мыслитель, философ, он говорит о глобальных вещах. Туминас на глобальное не замахивается, в самых серьезных сценах предпочитает отшучиваться, а всяческой мистике и метафизике придумывает конкретные и весьма приземленные объяснения. «Да Бог с ней, с философией, давайте лучше чай пить», – словно говорит он нам. Но в этом «чае» много мудрости и поэзии.

[%6815%]Вот он начинает свои «Три сестры»: из кулис появляются безмолвные клоуны, стоят, глядят недобрым, цепким взглядом. Звучит музыка – словно за сценой настраивается невидимый полковой оркестр. А в это время резвая ведьмочка Ирина уже открыла пыльный чемодан, полный старой обуви. Примерила армейские сапоги, напялила цилиндр и пустилась в галоп… С той же непонятной, но яростной резвостью она будет отнимать у Кулыгина книжку, которую он дарил ей уже не раз. Также неловко и навязчиво сестры будут дразнить недотепу Андрея, а тот – совать Вершинину свое нелепое рукоделие – выпиленные из дерева игрушки. Поначалу смотришь в недоумении: в какой узор может собраться вся эта россыпь мизансцен, жестов и интонаций? Но постепенно все безделицы и несуразности выстраиваются в единое целое – узнаваемое и страшное: вот, господа, взгляните, как все мы мило и абсолютно бессмысленно тратим свою жизнь...

Спектакли Туминаса и вправду очень разные. Если коротко, то «Маскарад» – это театральный фейерверк. «Вишневый сад» – усталая, печальная элегия. «В ожидании Годо» – дотошное литературное чтение (как будто режиссер на спор с кем-то взялся следовать каждой букве Сэмюэля Беккета). «Мадагаскар», ставший безусловной удачей гастролей – фантастическая притча, придуманная Туминасом вместе с драматургом Марюсом Ивашкявичюсом. Абсолютно современная и в то же время точно стилизующая быт, умонастроения и даже (насколько позволяет судить перевод) языковые «вывихи» начала XX века. Был, оказывается, в Литве некий ученый-мечтатель Казис Пакштас, всерьез задумавший переселить Литву не то в Африку, не то прямо на Луну – лишь бы подальше от опасных соседей: немцев, поляков и русских. Пакштас думал о спасении нации, но не замечал того, что творится у самого его носа – и прозевал влюбленную в него девушку Сале (в реальности – литовская поэтесса Саломея Нерис). Всю эту печальную историю режиссер живописует таким сочным, точным театральным языком, с таким сострадательным юмором… что внезапно ловишь себя на мысли: а ведь Туминас занимается тем же, что и его ученый соплеменник – строит свой театральный Мадагаскар. Или свою Луну. Ту самую Луну, которая, как считал Казис Пакштас, в один прекрасный день может затмить Россию.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков открыл Международный форум для детей

    17 октября Худрук Губернского театра и худрук Международного Большого Детского Фестиваля Сергей Безруков открыл III -й по счету форум. На нем с 17 октября по 30 ноября в Москве и Санкт-Петербурге будут представлены драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также проекты, представляющие разные жанры исполнительских искусств: цирковое искусство, кино и анимацию. ...
  • Мариинский театр выступил в Париже в рамках «Русских сезонов»

    Мариинский театра начал гастроли в Париже. Концертное исполнение оперы «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева состоялось в воскресенье, 4 октября, под эгидой проекта «Русские сезоны».   Солисты исполняли арии на русском языке, а на экране над сценой демонстрировались субтитры на французском языке. ...
  • Мраморный дворец станет площадкой Культурного форума

    Деловая площадка Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет с 12 по 14 ноября. Участников ждет новое место проведения – уникальный памятник архитектуры XVIII века Мраморный дворец. В Мраморном дворце для мероприятий предусмотрены три зала: Мраморный, Белый и Зал круглых столов. ...
  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
Читайте также