Владимир Этуш празднует 90-летие

 

Владимир Этуш родился в семье далёкой от театра, но всё же стал актёром. На фронт ушёл добровольцем. Воевал в звании лейтенанта административной службы. Награждён орденом «Красная Звезда». В 43-м был тяжело ранен, а после госпиталя комиссован. Окончив в 45-м году Щукинское театральное училище, стал актёром Театра имени Вахтангова. Кинематограф его тоже не забыл. Если вспомнить все роли, которые сыграл Этуш, то можно удивиться: кем только он ни был. Королём и мещанином, жуликом и полицейским, писателем и фокусником, даже Маской Бригеллы и Карабасом-Барабасом. После выхода легендарного фильма «Кавказская пленница» его знала вся страна, а реплику его Саахова – «Клянусь, честно слово!» – можно было услышать везде. Владимир Абрамович долгие годы был ректором Щукинского училища и совмещает актёрскую профессию с педагогической деятельностью. 6 мая Этушу исполняется 90 лет, и к своему юбилею он преподнёс подарок себе и зрителям: сыграл главную роль в премьерном спектакле «Окаёмовы дни».
Элеонора Шашкова, актриса Театра имени Вахтангова
Я училась в Училище Щукина, а Владимир Абрамович ставил дипломный спектакль «Свадьбу Кречинского», и роль тётушки Атуевой предложил мне. Я была молода, тётушка в возрасте – как играть? Однако, у Этуша юмора через край. Он всё передаёт своим студентам, и, если они способны это воспринять, то всё получается отлично. Он часто подтрунивал надо мной, но в конце концов тётушка получилась очень смешной. Когда я стала актрисой Театра Вахтангова, меня ввели в спектакль «Чем люди живы», где играл Этуш. Он сразу всё взял в свои руки и очень помог мне ввестись. Когда в 90-е годы я осталась в театре без работы, он предложил мне маленькую роль в спектакле «Белый кролик». Сам он замечательно играл главную роль Элвуда. Этуш одарённый актёр и лёгкий в общении человек. Мы с ним играли в спектакле «Мещанин во дворянстве». Он мещанина, я – Доримену. Роль вначале ему не удавалась. Он очень был расстроен. Как-то после вечерней репетиции пригласил нас с первым моим мужем, Эриком Зориным, к себе домой. Они с женой Ниночкой угощали нас осетриной. Мы много говорили. Он прекрасный рассказчик. И в тот вечер много шутил по поводу своего образа, и вдруг всё встало на свои места. Он понял, как надо играть. Зритель принимал его замечательно. Он уже тогда прославился в кино, и люди просто шли в театр на Этуша. Вообще он человек добрый, но бывает, и характер покажет. Никогда не отступает от своих взглядов. На собраниях всегда говорил правду-матку прямо в глаза, резко и достаточно жёстко. Его слушали, потому что он человек умный и честный. 

Валерий Усков, кинорежиссёр
Этуш – актёр создающий вокруг себя удивительную атмосферу. Он сразу притягивает внимание и располагает к себе.  В фильме «Стюардесса», который мы с Владимиром Краснопольским снимали по сценарию Ю.Нагибина и Б.Ахмадулиной, у Этуша был эпизод. Он играл неунывающего пассажира. Речь в картине шла о тяжёлом маршруте – авиалинии на Север. Небольшой самолёт, его страшно болтает. Кого-то мутит, у кого-то кружится голова, стюардесса еле стоит на ногах, а пассажир в исполнении Этуша разговорчив. Ест, пьёт, в общем, не теряет присутствия духа. Этушу это очень хорошо удаётся. Реплики свои он произносит так, что в зале всегда раздаётся смех. Мы были очень рады, что он согласился сниматься у нас, хоть роль была и небольшая. Он приехал, зашёл в самолёт, сел, обвёл всех взглядом – и сразу стало тепло и весело. Снимали эпизод, когда пассажиры, вымотанные болтанкой, очень раздражены, и одна из женщин, когда стюардесса приносит ей воды, кричит на неё: «Что вы мне подаёте, вода холодная!» Этуш тут же налил себе воды из этой бутылки и сказал: «Ой, какая вода тёплая!» Этуш – человек большого обаяния. Он украсил нашу картину. У нас снимались большие актёры: Жженов, Евстигнеев. Стюардессу играла Алла Демидова. Все играли блестяще, но Этуш, тем не менее ,выделялся. К сожалению больше мы его не снимали. Только мечтали снять. Всё время  вспоминали его лицо, улыбку, но не случилось. Я его поздравляю, желаю, чтобы он был жив и здоров. Мало у нас осталось настоящих актёров. 
                                                      
Анна Дубровская, актриса Театра имени Вахтангова
Владимир Абрамович был моим педагогом на курсе. Человек, он, конечно, не простой, вспыльчивый. С ним работать непросто, но он бесконечно талантлив, необыкновенно оснащен как артист и своим опытом с удовольствием и щедро делиться. Если ты сможешь увидеть это, понять на интуитивном уровне и перенять, то, конечно же, работа с личностью такого масштаба будет для тебя огромной пользой и большим подарком судьбы. Для диплома он выбрал французский водевиль, одноактную пьесу на двоих. Играли мы с Андреем Барило. Сейчас он артист Театра Сатиры. Репетиции проходили на грани, очень эмоционально. Нам всё время казалось, что он нас побьёт, что в ход пойдут какие-нибудь предметы. Стулья полетят, или он пустит в ход кулаки. Мы были наслышаны о том, что Этуш кого-то сто лет назад побил. По училищу ходили слухи. Мы были в ужасе, особенно Андрей. Он говорил: «Аня, ну тебя-то он не тронет, ты же девушка, а меня вполне вероятно». В результате, когда Владимир Абрамович в какой-то момент разошёлся и двинулся на Андрея, держа в руках текст моей роли, Андрей вскочил на куб и закричал: «Владимир Абрамович не смейте меня бить!» Этуш, у которого, вся гамма чувств пробежала по лицу, остановился: «Андрей, да вы что, я и не собирался. Я хотел показать, как надо играть». После этого, видимо что-то осознав, он стал спокойнее, и репетиции покатились бесконфликтно, тепло, радушно. Да и мы уже понимали, что когда Этуш становится, чересчур эмоционален, это не значит, что он хочет кого-то побить. Сейчас, когда мы выпускаем с ним его юбилейный спектакль «Окаёмовы дни» и в «Дядюшкином сне» играем много лет, конечно, отношения у нас совсем другие, как у коллег, но всё равно у таких актёров есть чему поучиться. Особенно, когда посреди спектакля возникают неожиданные моменты: кто-то текст забыл, декорация сломалась. Спасти ситуацию может только умение импровизировать. Обыграть просчёт, заполнить возникшую паузу – этим Этуш владеет виртуозно. Он мгновенно может придумать такое филигранное решение, что зритель ничего не заметит.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Наумова: «Мы с мамой — подруги»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Нарисованный театр Рузанны Мовсесян

    Когда театр не может пригласить вас к себе, он неожиданно является к вам в виде книги. Это буквально на наших глазах придумывает и талантливо воплощает режиссер Рузанна Мовсесян. И, конечно, это наш Пушкин и, конечно, это наш «Евгений Онегин», но довольно необычный – «Роман в стишках и в картинках». ...
  • Владимир Войнович: «У нас в семье не отмечались праздники»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Анатолий Белый: «Мы пройдем через еще один глобальный кризис»

    Почему свобода в нашей стране не становится «национальным культом», как в Швеции, что потерял первый нобелевский лауреат Бунин в 1920-м и о каких «потерях» надо говорить в путинскую эпоху, о «театральном деле» и запасах внутренней независимости – актер МХТ им. ...
Читайте также