Что смотреть в московских театрах в феврале: шесть премьер – в подборке «Театрала».
«Феллини. 8 1/2»
В основе постановки Лейлы Абу-аль-Кишек – сценарий фильма «8 ½» о творческом и личностном кризисе, о несвободе от неудач и еще большей несвободе от успеха. Эта история о большом кинорежиссере, пронизанная иронией и тонким юмором, – практически автобиография самого Федерико Феллини. «Я надеюсь передать три уровня, на которых живет наш разум: прошлое, настоящее и условное – царство фантазии», – говорил он, приступая к съемкам. Главный герой вахтанговской премьеры – играет его Владимир Вдовиченков – тоже «ныряет» в поток сознания, где крутятся отвязные образы и обломки воспоминаний, фантазий, снов. Поиски выхода из кризиса, попытки уйти «от того, что умерло и следует похоронить», приводят к неожиданным открытиям.
Где: Новая сцена Театра Вахтангова
Когда: 16, 17, 26 февраля
«Мандат»
Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. В сатирической комедии 20-х маленький человек делает попытки пристроиться к новой реальности и усидеть на двух стульях. Инстинкт самосохранения подсказывает, что надо лавировать. «Путевкой в жизнь», гарантией безопасности представляется мандат, «бумажка, «документ», а его обладатель сам наделяет себя несуществующими полномочиями и становится абсолютно неадекватен. «Безумие и паника» – вот, по словам Панкова, тема нового спектакля, который пришелся ко времени.
Где: театр Et Cetera
Когда: 23 и 24 февраля
«Бег»
Эпиграфом к своей работе Александр Лазарев (будучи еще мальчишкой, он посмотрел «Бег» в Маяковке с Александром Лазаревым-старшим и Светланой Немоляевой) выбрал фразу, которую приписывают реформатору Столыпину: «В России за 10 лет меняется всё, за 100 лет – ничего». Постановка по булгаковской пьесе – о тех, кто бежал от трагических событий, спасался от России и столкнулся с пустотой, о неразрывной связи судьбы каждого человека с судьбой своей страны и о любви, которая кажется неуместной, когда прежняя жизнь рушится и становится похожей на череду странных, страшных снов. Правда, пугающей связи с актуальной повесткой, как и современной театральной эстетики, в новом «Беге» нет, но есть «сочные» актерские работы – Максим Аверин (генерал Чарнота) и Анна Якунина (Люська, походная жена генерала) тут вне конкуренции.
Где: «Ленком Марка Захарова»
Когда: 5, 6, 11 февраля
«Й»
В названии спектакля режиссер-дебютант Денис Парамонов оставил только «Й»: «Вий» – это замес из гоголевских текстов, в инсценировку вошла не только мистическая повесть об отпевании панночки-ведьмы. И акцент здесь – не на противостоянии нечистым силам, а на любви, которая «сильнее смерти и сильнее всего, что есть вокруг». Премьера на Малой сцене Театра Ермоловой – прежде всего, про мужчину и женщину. Два человека, которые смотрят друг на друга, – эта зеркальность вписана в букву «Й» и обыграна в спектакле. Кстати, круг, защищавший молодого семинариста Хому, тут прочитан как «метафора человека, который хочет закрыться в своем кругу, быть один и не пускать в свое личное пространство постороннего, в частности женщину».
Где: Театр Ермоловой
Когда: 4, 16 февраля
«Коралловый остров»
Роман взросления – о подростках, попавших после кораблекрушения на необитаемый остров – поставил с курсом «кудряшей» (выпуск 2022 года) Артем Терехин (как галвреж или худрук он порулил уже четырьмя театрами, в его послужном списке – Мотыгинский драмтеатр, Лысьвенский театра, «Тильзит-театр» в Калининграде, Ачинский драмтеатр). Как Голдинг при создании романа «Повелитель мух», режиссер и команда отталкиваются в своей работе от текста Баллантайна (вдохновившего еще одного шотландца, Стивенсона, на создание «Острова сокровищ») и наблюдают за превращением мальчишек в зверей. Пытаются разобраться в том, как происходит процесс нормализации зла, что становится причиной трансформации человека – и найти эту пресловутую точку сборки.
Где: Новое пространство Театра Наций
Когда: 9, 10, 11 февраля
«Двадцать третий»
Евгений Каменькович поставил «Черный обелиск» Ремарка – роман о «потерянном поколении», о молодых людях, которые прошли через Первую мировую и обстоятельства, когда «смерть – только статистика», через национальное унижение, а после разделились на пацифистов и реваншистов. В инсценировке Владимира Топцова и Юрия Буторина – они же в главных ролях премьеры «Двадцать третий» – акцент сделан на попытках человека и в условиях расшатанного мира, раздираемого противоречиями «безвременья» не терять человеческого достоинства и верить... Поиск себя и смысла существования никто не отменял, даже когда ты оказался среди пассажиров поезда, с которыми в конечном итоге рискуешь попасть во всеобщую катастрофу.
Где: Основная сцена Мастерской Петра Фоменко
Когда: 10, 11, 19 и 26 февраля

В основе постановки Лейлы Абу-аль-Кишек – сценарий фильма «8 ½» о творческом и личностном кризисе, о несвободе от неудач и еще большей несвободе от успеха. Эта история о большом кинорежиссере, пронизанная иронией и тонким юмором, – практически автобиография самого Федерико Феллини. «Я надеюсь передать три уровня, на которых живет наш разум: прошлое, настоящее и условное – царство фантазии», – говорил он, приступая к съемкам. Главный герой вахтанговской премьеры – играет его Владимир Вдовиченков – тоже «ныряет» в поток сознания, где крутятся отвязные образы и обломки воспоминаний, фантазий, снов. Поиски выхода из кризиса, попытки уйти «от того, что умерло и следует похоронить», приводят к неожиданным открытиям.
Где: Новая сцена Театра Вахтангова
Когда: 16, 17, 26 февраля

Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. В сатирической комедии 20-х маленький человек делает попытки пристроиться к новой реальности и усидеть на двух стульях. Инстинкт самосохранения подсказывает, что надо лавировать. «Путевкой в жизнь», гарантией безопасности представляется мандат, «бумажка, «документ», а его обладатель сам наделяет себя несуществующими полномочиями и становится абсолютно неадекватен. «Безумие и паника» – вот, по словам Панкова, тема нового спектакля, который пришелся ко времени.
Где: театр Et Cetera
Когда: 23 и 24 февраля

Эпиграфом к своей работе Александр Лазарев (будучи еще мальчишкой, он посмотрел «Бег» в Маяковке с Александром Лазаревым-старшим и Светланой Немоляевой) выбрал фразу, которую приписывают реформатору Столыпину: «В России за 10 лет меняется всё, за 100 лет – ничего». Постановка по булгаковской пьесе – о тех, кто бежал от трагических событий, спасался от России и столкнулся с пустотой, о неразрывной связи судьбы каждого человека с судьбой своей страны и о любви, которая кажется неуместной, когда прежняя жизнь рушится и становится похожей на череду странных, страшных снов. Правда, пугающей связи с актуальной повесткой, как и современной театральной эстетики, в новом «Беге» нет, но есть «сочные» актерские работы – Максим Аверин (генерал Чарнота) и Анна Якунина (Люська, походная жена генерала) тут вне конкуренции.
Где: «Ленком Марка Захарова»
Когда: 5, 6, 11 февраля

В названии спектакля режиссер-дебютант Денис Парамонов оставил только «Й»: «Вий» – это замес из гоголевских текстов, в инсценировку вошла не только мистическая повесть об отпевании панночки-ведьмы. И акцент здесь – не на противостоянии нечистым силам, а на любви, которая «сильнее смерти и сильнее всего, что есть вокруг». Премьера на Малой сцене Театра Ермоловой – прежде всего, про мужчину и женщину. Два человека, которые смотрят друг на друга, – эта зеркальность вписана в букву «Й» и обыграна в спектакле. Кстати, круг, защищавший молодого семинариста Хому, тут прочитан как «метафора человека, который хочет закрыться в своем кругу, быть один и не пускать в свое личное пространство постороннего, в частности женщину».
Где: Театр Ермоловой
Когда: 4, 16 февраля

Роман взросления – о подростках, попавших после кораблекрушения на необитаемый остров – поставил с курсом «кудряшей» (выпуск 2022 года) Артем Терехин (как галвреж или худрук он порулил уже четырьмя театрами, в его послужном списке – Мотыгинский драмтеатр, Лысьвенский театра, «Тильзит-театр» в Калининграде, Ачинский драмтеатр). Как Голдинг при создании романа «Повелитель мух», режиссер и команда отталкиваются в своей работе от текста Баллантайна (вдохновившего еще одного шотландца, Стивенсона, на создание «Острова сокровищ») и наблюдают за превращением мальчишек в зверей. Пытаются разобраться в том, как происходит процесс нормализации зла, что становится причиной трансформации человека – и найти эту пресловутую точку сборки.
Где: Новое пространство Театра Наций
Когда: 9, 10, 11 февраля

Евгений Каменькович поставил «Черный обелиск» Ремарка – роман о «потерянном поколении», о молодых людях, которые прошли через Первую мировую и обстоятельства, когда «смерть – только статистика», через национальное унижение, а после разделились на пацифистов и реваншистов. В инсценировке Владимира Топцова и Юрия Буторина – они же в главных ролях премьеры «Двадцать третий» – акцент сделан на попытках человека и в условиях расшатанного мира, раздираемого противоречиями «безвременья» не терять человеческого достоинства и верить... Поиск себя и смысла существования никто не отменял, даже когда ты оказался среди пассажиров поезда, с которыми в конечном итоге рискуешь попасть во всеобщую катастрофу.
Где: Основная сцена Мастерской Петра Фоменко
Когда: 10, 11, 19 и 26 февраля