Сергей Морозов: «Театр – это движение велосипеда в гору»

На форуме-фестивале «Область театра» обсудили креативные индустрии

 
На втором форум-фестивале «Область театра» (проводился с 17 по 21 апреля в городе Кириши Ленинградской области) одной из ключевых тем для обсуждения стали многочисленные медиатехнологии, которые используются в современном театре. Речь шла прежде всего о креативных индустриях, о развитии жанров site-specific и playback, о бэби-театре, о digital-маркетинге и многом другом.

Отдельными направлениями форума стали мастер-классы для артистов и режиссеров, а также два больших круглых стола (первый посвящался 200-летнему юбилею Александра Островского, второй проходил под названием «Современный театр: границы возможного/ невозможного»).

По окончании основной программы обозреватель «Театрала» побеседовал с главным организатором форума, художественным руководителем – директором Театра «На Литейном» Сергеем МОРОЗОВЫМ.

– Сергей Анатольевич, форум проводится уже во второй раз и стало заметно, что его тематика органично меняется в соответствии с запросами времени. Как вы оцениваете нынешний результат?

– Прежде всего форум показал, что нам удалось угадать те запросы, которые есть у театральных деятелей. А главное, что он позволяет обмениваться опытом, дает очень важный живой материал, инструменты взаимодействия, которые помогает решать актуальные задачи как по части менеджмента, так и в сфере творчества.

– Театр – крайне уязвимая сфера, которая очень зависит и от социума, и от законодательства, и от медиатехнологий… В эпоху глобализации скорость таких перемен по истине космическая. Можно попросту отмахиваться от новейших тенденций, не замечать их, и внезапно стать аутсайдером.

– Я помню, как в день открытия первого форума в октябре 2021 года, мы с руководителем театра «Апрель» дискутировали о программе «Пушкинская карта», при том, что мы на тот момент уже вошли в систему, а они были еще в процессе.

Прошло всего лишь полтора года, и сегодня «Пушкинская карта» охватила практически все российские театры. Причем это не дань моде, а прекрасный ресурс, который позволяет театрам зарабатывать живые деньги, расширять свою аудиторию, открывать новые грани в продюсировании спектаклей. И потому в числе спикеров нынешнего форума была Олеся Григорьева, менеджер образовательных направлений платформы «PRO.Культура.РФ» – той самой платформы, на которой, собственно, и базируется «Пушкинская карта».

Не менее актуальный вопрос в наши дни – грантовая поддержка искусства. Сегодня появились новые фонды, которые предоставляют театрам серьезные финансовые возможности, в том числе и Фонд поддержки культурных инициатив. Однако для того, чтобы с большей вероятностью получить такой грант, нужно мыслить креативно, владеть современным бизнес-языком, понимать особенности финансирования… Поэтому мы пригласили с мастер-классом Анну Яковлеву, специалиста по социальному проектированию и грантовой поддержке, автора проекта «Пишем грант».
И по тому, насколько насыщенно выстраивались дискуссии, насколько «жадным» был интерес слушателей, мы видим, что попали в точку.

Программа включала в себя и вечные темы: профессиональное развитие артистов, формирование гастрольной деятельности, поиск актуального репертуара…

Но самая главная удача заключалась, пожалуй, в том, что мы сделали акцент на современных тенденциях театрального процесса. Например, сооснователь продюсерской компании «Команда + 1» и дизайн-студии High Five Максим Шелунцов представил проект «Темза», который позволяет создавать электронное расписание репетиций, спектаклей, гастролей, всего, что составляет ежедневную и перспективную жизнь театра.

А в целом мы говорили о том, что те медиарасширения, которые еще вчера казались фантастикой, сегодня являются вполне доступной опцией.

– То есть «бери и делай»…

– Да. Причем их надо делать, поскольку это уже повсеместная практика, позволяющая открыть новое или оптимизировать привычное.

– На форуме вы выступаете не только, как руководитель театра, но еще и как аналитик. Получается, что, покинув кресло худрука, вы превращаетесь в исследователя новейших процессов театрального менеджмента…

– Важно отметить, что программа форума собирается командой Театра «На Литейном». Так же учитываются пожелания участников первого форума. Но не буду скрывать, что форум создается, в том числе, и из-за эгоистических мотивов: для развития, оснащения новыми знаниями и контактами работников театра «На Литейном». А теперь и Самарской драмы, созданием творческих проектов которой с недавнего времени осуществляется мною.

Любой руководитель знает, как опасно застрять во времени, не использовать широкий потенциал возможностей, поэтому, создавая форум для театральных деятелей Ленинградской области, мы стремились не только сфокусироваться на наших насущных проблемах, но и дать ключи для их решения. Театр – это движение велосипеда в гору, нужно все время крутить педали.

– Кстати, в Петербурге есть ведь какой-то консолидирующий орган, который объединяет театры Ленинградской области?

– Нет, формального объединения нет. Но областные театры, конечно, общаются, держатся вместе за счет объединяющих идей. Театр на Васильевском регулярно проводит фестиваль «ЛОФТ», театр-студия «Апрель» (Лодейное поле) - «Великолепную пятерку», а мы – Форум-фестиваль «Область театра». Все эти события финансируются Правительством Ленинградской области.

Форум – это идея Театра «На Литейном». Все остальные четыре областных театра на форуме – это приглашенные гости, слушатели и участники культурной программы.

– В этом году аудитория, насколько я знаю, расширилась. Есть участники и из Воронежа, и Воркуты, и Мурманска, и Самары…

– Мы очень рады расширению географии слушателей. Список мог быть еще длиннее, но по разным причинам люди не смогли оставить свои дела на неделю. А так намерение присоединиться было у театральных деятелей Красноярка, Воронежа, Саранска, Калининграда, Вологды, Перми… Участие в Форуме бесплатное. Но оплата проживания и питания предоставляется только слушателям из Ленинградской области. 

…Кажется, Георгий Товстоногов однажды сказал, что театр должен не давать ответы, а ставить вопросы. Форум в данном случае предлагает способы решения.

По окончании форума мы в нашей команде проводим сбор, подводим итоги, и, конечно, попробуем понять, что из опыта форума, из прослушанных лекций можно взять в работу и начать реализовывать сейчас. Не завтра, а сейчас. Нужно торопиться, поскольку время дорого, и наш зритель нам дорог.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Суд принял к производству дело в отношении МДТ

    Куйбышевский суд Санкт-Петербурга принял к производству дело о правонарушении в отношении МДТ-Театра Европы. Об этом сообщает Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга. «Представитель Театра в объяснениях поблагодарил Роспотребнадзор за указания на имеющиеся нарушения. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
Читайте также