Егор Перегудов: «Маяковка – это прежде всего игровая стихия»

 
В эти выходные Театр Маяковского отмечает свое столетие – самое время поделиться интервью Егора Перегудова, опубликованном в октябрьском номере «Театрала». Выяснили у нового худрука все подробности о планах на 100-й сезон: лаборатория игрового театра, «Безграничные чтения», премьера по Маркесу, аудиоспектакль «Маяковка и окрестности» и сценический альманах «Истории», который увидят гости юбилейного вечера.       

– Сейчас, как вы сказали, «важно ощутить те вещи, которые пойдут Маяковке», потому что «театру, как человеку, что-то идет, а что-то не идет». Что из текущего репертуара труппе особенно к лицу?

– Если отвечать на этот вопрос конкретно, сразу возникнет ненужный момент оценки. В целом есть ощущение, что «Маяковка» – это прежде всего игровая стихия. Андрей Александрович Гончаров занимался здесь игровым театром, и, мне кажется, сейчас было бы здорово заняться тем же, потому что в труппе – большое количество выпускников ГИТИСа: артисты разных поколений, в том числе молодежь, которая училась у Миндаугаса Карбаускиса. Им это, как мне кажется, сейчас близко и интересно, как и выпускникам «Щуки», вахтанговской школы. Поэтому мы придумали Лабораторию игрового театра, и те названия, которые будут репетироваться, те режиссеры, которых я позвал, все они будут двигаться в сторону импровизации, игры с персонажами, в сторону масок, в сторону, может быть, чуть более глупого театра, чем был здесь последние 10 лет, но по энергии совершенно другого.

– Считается, что местные мэтры настроены на мажорную тональность, на «юмор высокого порядка», они – совсем не про трагедию. Вам так не показалось? 

–  Репертуар Театра Маяковского я, кстати, не воспринимаю как «мажорный».

– Понятно, он очень разный.

– Мне кажется, генеральная линия, заданная Карбаускисом, – совсем другая, она скорее философская. Но нет ничего плохого в том, что люди идут за радостью, тем более сейчас. Я пока не настолько чувствую театр и зрителя «Маяковки», чтобы понять, насколько мой юмор соотносится с юмором, который в данный момент идет со сцены. Например, сейчас наш главный хит – «Школа жен» в постановке Карбаускиса. Замечательная пьеса, заново переведенная Дмитрием Быковым, замечательный спектакль, но я бы это делал совсем по-другому. Настолько по-другому, насколько только можно. И, конечно, возникает вопрос: если я начну ставить комедии с тем ощущением театра, которое мне свойственно, насколько это будет близко зрителю Театра Маяковского? Или на это пойдет другой зритель, который смотрел мои спектакли в других театрах? В общем, вопросов много, неизведанного много. Но это как раз интересно.

– Лаборатория игрового театра, где будут комедии Шекспира и Мольера, она тянет как раз эту репертуарную линию, «мажорную»?

– Я про это не думал. Просто хотел, чтобы артисты погрузились в Шекспира и Мольера, потому что сейчас их комедии ставят редко и не всегда удачно. Вроде путь осовременивания, он уже хоженый и понятный, а в исторических костюмах тоже вроде глупо играть... Тут, мне кажется, есть зона для исследования и есть материал, который «бодрит». Это любимое слово у труппы, и оно мне очень нравится. Наталья Гундарева так говорила: «Что происходит, не знаю, но бодрит». Вот это ощущение мне хочется сделать главным в 100-м сезоне – всех взбодрить.

– Привязка к Андрею Гончарову здесь условная, датская?

– Нет, она внутренняя. Когда я пришел сюда, мне очень важно было «притулиться» к кому-то из великих. Был Николай Охлопков – личность совершенно безумных масштабов. Он предлагал построить на месте, где потом возвели гостиницу «Россия», театр по образцу древнегреческого. Я хочу, чтобы макет его «утопии» перенесли из музея в наше фойе: эта идеалистическая уверенность в том, что напротив Кремля должен быть театр, конечно, потрясает. И есть Гончаров. Сложная личность, но её масштаб определяется разностью учеников, а это Фоменко, это Някрошюс и это Богомолов, с его последнего курса. Гончаров собрал великую режиссерскую кафедру в ГИТИСе: когда студенты играли, в зале сидели Марк Захаров, Петр Фоменко, Анатолий Эфрос, Мария Кнебель, Анатолий Васильев. Когда он строил свой театр, собрал самую медийную, как сейчас бы сказали, труппу Москвы. Короче говоря, я «прикрепился» к Андрею Александровичу Гончарову, переехал в его кабинет и читаю его книги, потому что выстроить внутренний диалог, поверять себя другой режиссерской личностью – это, может быть, одна из немногих спасительных вещей в профессии, где каждый, по сути, одиночка. Это некая вертикаль, которая необходима. И в деле строительства театра, мне кажется, особенно важно иметь ориентир.

– Кроме игрового театра, в планах – читки современной зарубежной драматургии. Лаборатории как поиск новых текстов прижились в РАМТе, потому что аудитория в основном – молодежная, да и труппа молодая. Здесь и публика, и артисты постарше – зачем им «Безграничные чтения»? Какие потребности они закрывают?

– Это в меньшей степени про потребности труппы и зрителя, а в большей – про мои собственные внутренние потребности. Потому что сегодня для меня как для человека, который всю свою жизнь прожил в ощущении России как части мирового пространства, возникает ощущение оторванности. Я учился и жил в Германии, много ездил по Европе и Америке. Для меня всегда был важен момент того, что сейчас, к примеру, пьесу поставили в Лондоне, а спустя год я ставлю ее в «Современнике», как было с «Загадочным ночным убийством собаки». Мне прислали пьесу, когда она еще не была переведена, я прочитал её на английском – и театр заказал перевод. Это ощущение включенности в мировой культурный процесс давало большой заряд энергии. Сейчас оно уходит. И основная задача «Безграничных читок» – этому противостоять. Да, мы хотим читать пьесы, которые сейчас идут на ведущих мировых сценах, даже если не можем их поставить в силу разных причин. Но знать, как развивается современная зарубежная драматургия, мы хотим. И, кроме читок, планируем встречи с издателями и переводчиками, зумы с авторами, если получится.

Мне кажется, культура и театр – это то, что всех объединяет. В театр приходят разрозненные люди, а уходят – объединенные совместным переживанием. Если правильно устроен гардероб, то они даже не будут расталкивать друг друга и выйдут из театра, сохранив эту общность. Для меня это принципиально важно.

Кроме того, в Театре Маяковского есть много молодежи, актеров в очень хорошей форме – и они хотят работать. Через несколько лет, может быть, все наедятся этих читок, этих лабораторий и скажут: «Боже мой, хватит, сколько можно!..» Но сейчас интерес есть.

– Если говорить про то, что вы предложили в 100-м сезоне. Почему выбор пал на Маркеса и его позднюю, не самую лучшую, если верить литературоведам, повесть про «несчастных шлюшек»? 

– Во-первых, Маркес – важный для меня автор. Когда я понял, что могу в «Маяковке» стартовать вместе с ним, то очень обрадовался, что Игорю Матвеевичу Костолевскому понравился материал и что он хочет это играть. Не знаю, как объяснить, но, когда ты едешь надолго куда-то жить, то в меньшей степени берешь с собой утилитарные вещи, потому что можешь их купить, но берешь артефакты из прошлой жизни. Или переезжаешь в другую квартиру – прекрасный повод выкинуть всё к чертовой матери, казалось бы. Но есть вещи, которые всегда стояли на виду – и здесь они должны стоять. Раньше я собирал книги, а сейчас понимаю, что от большинства надо избавляться, чтобы к старости было не пятьдесят книжных полок, а только избранное. В том числе Маркес – мой внутренний «артефакт», с которым очень много связано – и личного, и профессионального. Это я хочу взять с собой.

Во-вторых, «Вспоминая моих несчастных…» – история наглая и дерзкая, но одновременно очень прозрачная, что нетипично для Маркеса. Может, поэтому повесть считается неудачной, хотя я с этим категорически не согласен. Просто она очень внятная и приходит к понятному финалу, утверждающему, как ни парадоксально, традиционные семейные ценности, несмотря на то что начинается всё с провокационных отношений 90-летнего старика с молоденькой девушкой – с того, что эти ценности попраны.

Плюс магический реализм – это способ трансформации реальности. И мы говорили с труппой о том, что сейчас он целителен. Театр как спасение от того, что происходит вовне, по всем фронтам, – вот что должно стать главным ощущением 100-го сезона. И «Лес» Островского, который я хочу делать, это не вырубленный лес, как был в спектакле у Петра Наумовича Фоменко, или несуществующий лес, или лес как коммерческая история, а лес, наступающий как нечто дремучее и дикое – то, чему противостоять можно только игрой, только актерством. Когда становишься артистом, художником, то живешь будто и не в этом страшном лесу, а где-то в другом месте. В общем, «театр как спасение» – это девиз нашего юбилейного сезона. 

– 100-летие вы отметите сценическим альманахом «Истории». Это такой аналог «Пристани», которую на мэтров Театра Вахтангова ставил Римас Туминас?

– Не совсем. Это, может быть, немного похоже по структуре, но предполагается более хулиганская, игровая вещь, в которой, я надеюсь, будут разные сюрпризы. Я понимаю, что в день рождения театра я, как и большинство зрителей, хотел бы увидеть на сцене тех великих артистов, которые здесь работают: 50 лет – Костолевский и Филиппов, больше 60 лет – Немоляева. Я бы хотел, чтобы они вышли и сыграли то, что им интересно, каждый – свою историю (не личную – из русской классики).

Театр – это место, где рассказываются истории. Знаете, мне очень нравится, как называется книга мемуаров Маркеса – «Жить, чтобы рассказывать о жизни». То есть рассказ всегда интереснее того, что было на самом деле, а раз он интереснее, то значит – правдоподобнее. Значит правда – не то, как было, а то, как я про это рассказываю, то, как я это запомнил, или то, как я хочу, чтобы это было. Мне кажется, это вообще основа режиссерского театра. Есть пьеса – то, как написано, – а дальше будет то, как я про это расскажу. И я иду на «Ревизора» Юрия Бутусова, потому что хочу посмотреть, как он рассказывает эту историю. А потом пойду посмотреть, как её будут рассказывать Сергей Женовач в СТИ или Антон Федоров в театре «Около».

Сценический альманах «Истории» – это такие подарки и для зрителей, и для артистов. Нравится тебе это или не нравится, есть настроение или нет, ты все равно будешь готовиться к юбилею, потому что тебя придут поздравлять. Может, ты хотел бы просто уехать и отметить день рождения наедине с близким человеком, но всё равно режешь салаты для гостей. Я так отношусь к юбилейному вечеру и всех прошу так относиться. Надо понимать, что это необходимый праздник. И, может быть, он больше необходим для гостей, чем для хозяев. Но это не значит, что мы можем его проигнорировать.

– Не планируете это оставить в репертуаре?

– Посмотрим. Это зависит от артистов: захотят они или нет. Пока мы планируем два эксклюзивных показа.

– Тексты, как вы сказали, артисты выбрали разные: и грустные, и смешные, и лирические. Что их будет объединять: какая сквозная тема, какое пространство?

– Будет история, связанная с предметным миром театра. Если пройти сейчас по нашему зданию, то столетняя история начнет о себе напоминать – тут был репзал, а потом сделали зрительский буфет, тут все платья Гундаревой висят, а тут – стол Мейерхольда, который два года руководил «Маяковкой», тогда – Театром Революции. Понимаете? А это гарнитур XIX века, и кресла, на которых мы сейчас сидим, помнят все интервью Андрея Гончарова, все сборы труппы. Все эти предметы – вроде бы обыденность, но они объединяются ощущением театра. Так и истории, которые будут сыграны в юбилейный вечер. А еще их объединит некий сценографический ход, который придумал Владимир Арефьев.

– Выпускники Британской высшей школы дизайна вместе с художником Владимиром Арефьевым должны «поиграть» с пространством «Маяковки». Какое «техническое задание» они получили?

– Идея у Владимира Арефьева – в том, чтобы использовать наш фирменный логотип, разработанный Андреем Бондаренко к столетию «Маяковки». Взять как некий образец за основу и дальше сочинять арт-объекты, которые в виде инсталляций появятся в фойе. Объекты разные – большие и маленькие, плоские и объемные, надувные и сконструированные, принты и витражи – всё, что угодно. Сейчас все художники тяготеют к видеоинсталляции, а мы возвращаем их к тому, что театр ¬– это предметный мир. Не знаю, что выйдет из нашей коллаборации. Очень авантюрная затея. И занялись мы проектом, собственно, совсем недавно. В мае, когда я пришел, у Театра Маяковского не было никаких планов на 100-й сезон, а в РАМТе мы готовились к юбилею полтора года. Немножко авральная ситуация, честно говоря, но из аврала может выйти что-то очень необычное.

–  Еще один проект к 100-летию – «Маяковка и окрестности». Какие локации он предложит, кроме ГИТИСа, где речь пойдет о вступительных экзаменах? Какой выбрали принцип отбора?

– Это будет ко-продукция с Мобильным художественным театром. Они разрабатывают концепцию, пишут сценарий, а мы предоставляем материал, который им необходим, и наших артистов. Тут, мне кажется, возникла очень интересная идея – участники аудиоспектакля-бродилки смогут себя почувствовать абитуриентами, потолкаться у ГИТИСа, узнать, как проходило поступление, например, у Игоря Костолевского или Ольги Прокофьевой, может быть, получить свои задания, связанные с поступлением. В данном случае я выступаю как совещательный орган, а творческое наполнение идет со стороны Мобильного художественного театра. Поэтому не знаю, какие еще будут локации… Всё очень быстро меняется в районе «Маяковки». Я тут напротив учился 15 лет назад…

– И преподаете в ГИТИСе…

– Пока я отошел от дел. Это стало моей внутренней необходимостью уже год назад. А сейчас и подавно – мне надо быть в «Маяковке», погрузиться с головой в театр. ГИТИС на паузе, потому что надо либо делать хорошо, либо не делать вообще – в педагогике по-другому нельзя. Она должна быть счастьем либо не должна быть ничем. Я всегда очень скептически относился к педагогам, которые «мелькали» на курсе – они вроде есть, а, на самом деле, их нет. И когда понял, что сам становлюсь таким, решил, что лучше в данный момент полностью переключиться на Театр Маяковского.

– Если оглянуться назад, что из трехлетнего опыта в РАМТе было самым ценным, что хотелось бы перенести сюда, адаптировать для «Маяковки»?  

– РАМТ выстроен Алексеем Бородиным по принципу «броуновского движения», о чем он сам говорит в своих интервью. Много-много работы и творчества для всех. Ежедневно 5-6 репетиций. Но если театр живет в таком режиме 10-15 лет, то возникают свои проблемы: перегруженность, непрозрачность репертуара, когда уже не понимаешь, где и что идет. Бесконечное количество новых спектаклей. Каждый месяц – премьера. Она выходит, а потом играется 4-5 раз в год. Это обратная сторона такой модели.

В Театре Маяковского сейчас очень прозрачный репертуар: 19 названий на Большой сцене, 19 названий – на Сретенке. На самом деле, можно спокойно, ничего не снимая, несколько лет выпускать премьеры. Но «броуновское движение» переносить сюда не хочу: я по-другому устроен, и как человек более структурный, понимаю, что оно оправдывает себя год или два, а потом подход, наверняка, нужно будет менять.

В данный момент, мне кажется, важно не становиться заложником какой-то одной концепции, важно уметь отстраниться, увидеть её проблемные зоны – и поменять, может быть, даже на противоположную.

Три года в РАМТе много дали с точки зрения элементарной организации рабочего дня и производственной рутины, к которой я сейчас отношусь очень спокойно. При моей гиперответственности и гипержелании нагрузить себя работой я, тем не менее, научился делегировать полномочия. Я не хочу выстраивать вертикаль авторитарного руководства, не хочу, чтобы всё встало, если меня нет в театре, потому что никто не знает, как быть. Это тяжелая для развития театра структура.

Я – за демократическое руководство, когда есть разделение обязанностей, но в сложных, критических ситуациях – слово за мной. Я – за то, чтобы у каждого была своя зона ответственности и каждый знал: если человек совершил ошибку, значит, он должен это признать и по возможности её исправить. То же касается и меня как художественного руководителя.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
Читайте также