Сентябрьский номер журнала «Театрал» вышел в свет

 

После долгого перерыва, вызванного общей ситуацией, связанной с пандемией, печатная версия журнала «Театрал» возвращается к читателям. О том, как все эти месяцы, оставшись без малейшей поддержки, выживал и трудился коллектив журнала, рассказывает в своей традиционной колонке главный редактор «Театрала» Валерий Яков.

  Вирус бюрократов


Дорогие читатели, мы снова с вами! Написать эту фразу я мечтал бесконечно долгих четыре месяца. Начиная с последних чисел марта, когда жизнь замерла, театры закрылись на неопределенный срок, и апрельский номер «Театрала» так и остался в редакции. Никто тогда не мог представить масштабов беды, проблем и испытаний. Беды, которая коснулась всех. И испытаний, которые не все вынесли. На наших глазах рушились жизни, судьбы, планы... Сводки, словно фронтовые, ежедневно сообщали о новых жертвах. Власти, став безграничными, все жёстче и жёстче изолировали своих подданных, а подданые безропотно забивались под домашний самоарест, все заметнее опасаясь друг друга. Нормальная жизнь превратилась в мечту.

Реальность была безнадежно унылой. «Театрал»  как и большинство организаций не только сферы культуры, в одночасье остался без копейки доходов и практически оказался на грани закрытия, потому что театры – основные рекламодатели и площадки распространения, вынужденно прекратили свою деятельность. Средств на наших счетах могло хватить лишь на пару-тройку месяцев жизни коллектива при условии жесточайшей экономии и максимальном сокращении и без того невысоких зарплат. Мы на все это пошли, откровенно обсудив наши возможности и перспективы. Особых иллюзий и надежд на чью-то поддержку не питали. Было очевидно, что в подобном пике оказались почти все вокруг. И каждый будет думать лишь о себе, и о своих. Поэтому наша задача проста  выстоять. Сберечь людей. Сохранить коллектив. Спасти журнал. А значит  работать изо дня в день, не поддаваясь панике, и не впадая в отчаяние.

Мы так и работали все эти месяцы. Не зная отдыха, не обращая внимания на время суток, не слушая властных указаний  отправить всех на выходные с сохранением оплаты. От выходных мы отказались сами, понимая, что сайт «Театрала» должен жить ежедневно. А указание про оплату восприняли как чёрный юмор с особым цинизмом. Уж кто-кто, а власти, лишившие нас работы указами об обязательной самоизоляции, не могли не знать, что все мы остались без доходов, а значит  без возможности сохранять оплату. Все  это сотни тысяч таких же коллективов, больших и маленьких, творческих и производственных, автономных и некоммерческих...

Понимая это, уже вскоре руководство страны пообещало поддержку особо пострадавшим. И это стало настоящим праздником для чиновников всех мастей, потому что определять, кто пострадал особо, а кто  не особо, предстояло им. И с этой минуты вирус бюрократии стал уверенно соперничать по своим разрушительным масштабам с коронавирусом. Надо признать  соперничал успешно. Тысячи коллективов были разорены и погибли. Миллионы надежд на поддержку были обмануты. Все это «Театрал» испытал на себе, уцелев лишь чудом - экономя на всём, и наращивая долги.

Четыре месяца подряд мы писали обращения в министерства и ведомства, во все властные и околовластные инстанции, пытаясь доказать, что относимся к числу особо пострадавших, что являемся СМИ, что занимаемся издательской деятельностью, что сохранили коллектив, и что продолжаем работать... Двадцать восемь официальных письма подписал я за эти четыре месяца. И почти столько же получил ответов. С издевательской вежливостью в каждом ответе чиновники объясняли нам, что мы не можем рассчитывать на поддержку, потому что не работаем в сфере культуры, не вышли ОКВЭДом (зарегистрированы десять лет назад якобы не по тому параграфу), а значит не можем считаться СМИ... Вирус бюрократии демонстративно, нагло и с особым цинизмом старался нас уничтожить. И не только нас. Более тысячи СМИ в России по данным Союза журналистов оказались в подобной ситуации, погибая от произвола чиновников. И так было не только в сфере печати...

Мы выжили. Мы не падали духом. И не позволяли унывать нашим читателям. Сайт «Театрала» ежедневно рассказывал о том, как в условиях пандемии и самоизоляции продолжают творить и радовать зрителя актеры России и зарубежья, как режиссеры придумывают и запускают новые цифровые форматы, как театры открывают для своей публики виртуальные двери. Мы вели ежедневные онлайн-трансляции спектаклей лучших российских и мировых театров. Мы уже в конце марта запустили онлайн-проект #поддежимврачей, и дали возможность многим актёрам и режиссёрам выразить своё отношение к героическому труду работников медицины. Мы даже сумели провести первый онлайн-фестиваль цифровых спектаклей, и зрители живо откликнулись на это событие.

Не осталась в стороне и Премия «Звезда Театрала»  дирекция учредила специальную номинацию «Лучший АртОтвет пандемии», чтобы поддержать творческую активность актеров и режиссеров, которые, как и мы, в условиях самоизоляции не предались унынию. Не забывали о зрителях, и продолжали творить, создавая новую театральную реальность, язык и формат.

Сегодня мы снова вместе. Журнал «Театрал» со своей печатной версией возвращается к читателям. Театр в своём живом любимом публикой формате возвращается к зрителям. Пандемии с её карантинами, чиновникам с их избирательной поддержкой и шахматной рассадкой не удалось нас всех сломить. Мы снова вместе. Снова полны оптимизма. Снова убеждаем друг друга  прорвёмся!

Вот только б не было второй волны...

Валерий Яков,
главный редактор


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Покраснел бы и Бергман»

    На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.  Screen daily (Jonathan Romney): «В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». ...
  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
Читайте также