Человек, который жил с азартом

В «Ленкоме» прошел вечер в память о Николае Караченцове

 

27 января в «Ленкоме Марка Захарова» состоялся вечер-концерт, посвящённый памяти Николая Караченцова, приуроченный к 75-летию актёра  «Прости меня, Земля, что я тебя покинул...» 
 
Со сцены, которой Николай Караченцов посвятил свою творческую жизнь, в этот вечер звучали киношлягеры, песни из спектаклей, в частности романсы из культовой «Юноны и Авось» и хиты, российской эстрады, исполнявшиеся артистом.
 
Приветствовали пришедших ведущие вечера Дмитрий Певцов и Анастасия Макеева. «Это вечер мы посвящаем нашему Петровичу, Николаю Петровичу Караченцову»,- сказал так тепло, по-семейному Дмитрий Певцов, задав интонацию вечера. Атмосфера и правда была уютной и лишена пафоса, а вместе с тем в ней даже чувствовались те заразительные интонации открытости и азарта, которые были так свойственны Николаю Караченцову. 
 
Первой на сцену вышла народная артистка СССР Инна Чурикова, которую с Николаем Караченцовым связывали не только десятилетия партнёрства на сцене «Ленкома», но дружба. Инна Михайловна рассказала, как их актёрские судьбы переплелись и взлетели после спектакля, «Тиль», куда ее пригласил на роль Неле Марк Захаров, увидев в фильме «Начало». 

«После этого спектакля мир узнал, кто такой Коля Караченцов. В этой роли было все, что он скрывал в себе. Это был настоящий герой Тиль Уленшпигель, это был любящий всех женщин мира Тиль Уленшпигель. 

Как он божественно двигался и пел. Знаете, чем Коля меня всегда потрясал? После каждого спектакля, он звонил своей маме и рассказывал, как провёл день. Что я могу ещё сказать, кроме того, что этот театр он пропитан Колей. 

Всем вам хочу сказать спасибо. Спасибо, что вы пришли на этот вечер памяти и любви. Коля всегда торопился жить, как будто чувствовал, что у него на самом деле не так много времени. Талантливые артисты рождаются из талантливых людей. Коля, Николай Петрович, был удивительный глубокий и тонкий партнёр».
 
Среди артистов, посвятивших в этот вечер собственные произведения, композиции и номера Николаю Караченцову, были Игорь Крутой, Полина Гагарина, Олег Митяев, Александр Розенбаум, Лариса Долина, Александр Малинин. Выступали и балет Аллы Духовой «Тодес», и актеры Максим Аверин, Нонна Гришаева, Александр Олешко, Елена Камбурова, Ирина Мирошниченко, Дмитрий Харатьян, Анастасия Макеева, Глеб Матвейчук. А вместе с известной по проекту «Голос. Дети» Снежаной Ширяевой и артистами театра на сцену впервые вышла внучка Николая Караченцова, пятилетняя Оля Караченцова.
 
«Я давно не пел эту песню («Вальс Бостон»), которую исполняю уже тридцать лет с таким воодушевлением. Для меня было большим счастьем и огромной приятностью работать и общаться с Колей», - сказал Александр Розенбаум.
 
Музыкальные композиции сопровождались кадрами из кинофильмов, и фотографиями из семейного архива. Также ведущие перед тем, как представить следующего выступающего зачитывали небольшие воспоминания Николая Караченцова, рассказывающие о его работе, или знакомстве с композиторами, певцами.
 
Из воспоминаний Николая Караченцова: «Я как-то раз приехал в Киев к композитору Володе Быстрякову. Он только что закончил работу над песней, ее записывал известный артист Саша Малинин. Володя предложил и мне попробовать ее записать, как только я начал петь, он меня остановил и сказал: «Все достаточно, в десятку!» Так у песни «Леди Гамильтон» есть два самых известных прочтения, для гостей вечера Александр Малинин как раз и исполнил эту композицию. 

Поскольку весь вечер был сюжетно  посвящён воспоминаниям не столько кино и театральным ролям артиста, а его певческой эстрадной творческой жизни. Например, выход на сцену  Нонны Гришановой, Дмитрий Певцов сопроводил интересным фактом. Оказывается в 1991 году на первом фестивале актёрской песни имени Андрея Миронова, жюри, в числе, которого был Николай Караченцов, определило победителем Нонну Гришаеву. Для вечера воспоминаний актриса а свою очередь выбрала песню «Не бойтесь», строки припева, которой можно счесть кредом героя вечера: «Живем мы что-то без азарта // Не бойтесь жизнь перебороть». 
 
Среди гостей вечера и режиссёр, прославившийся в том числе и организацией в СССР гастрольно-концертной деятельностью, а сегодня основатель, художественный руководитель и директор петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, Рудольф Фурманов. 
 
«В нашей сумбурной сегодня жизни мы теряем то прекрасное из недавнего прошлого, что дарило радость. А дарило радость умение радоваться за других. Когда один театр радовался успехам другого», - не без иронии и ностальгии сказал режиссёр. Рудольф Фурманов вспоминал:«Когда артисты Марка Захарова приехали в Ленинград это был праздник для артистов театра Товстоногова. Я помню как Георгий Александрович вывесил приказ о сборе труппы БДТ, после спектакля «Тиль». Все всполошились, что случилось?! На следующее утро в 11 часов Товстоногов в присутствии всей труппы приветствовал Марка Захарова и его артистов. «Родился большой режиссёр Марк Захаров и артист Николай Караченцов»,- сказал он тогда своим артистам. Представляете какие были времена люди радовались успеху друг друга. А мы сегодня любим больше негатив. Сейчас я вас верну в прошлое с помощью моего видео архива. И мы вместе посмотрим как это было радостно.» На экране Марк Захаров и Никола Караченцов  поздравляют Георгия Товстоногова уже с 70-летием БДТ. Поют шуточно переписанный романс офицеров из «Юноны и Авось» - «Говорят, что все лето Товстоногов будет ставить в Нью-Йорке, Париже. Возвращаться плохая примета, но тебя я надеюсь увижу». 
 
Затем на сцену вышла Александра Захарова: «Когда меня впервые привели в этот театр, я смотрела «Золотой ключик», в роли кота Базилио был Николай Петрович. Эти усы, очки и голос, никогда не смогу забыть, настолько я была потрясена. Потом посмотрела его роли в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», божественной «Юноне», но с котиком, для меня не сравнится ничего. С усами, конечно, ещё одна история была. Мы играли вместе с Николаем Петровичем в «Шуте Балакиреве». Я Екатерина Первая, он Меньшиков. У нас сцена, в которой Николай Петрович целует мою героиню в плечо и уходит. И вот на одном из спектаклей он меня целует, отходит. И я вижу, что у него нет усов. Они остались на моем плече. В тот момент ни один мускул на его лице не дрогнул, он вернулся, вновь наклонился ко мне, «приклеился» к усам и под невероятные аплодисменты ушёл за кулисы. Но я ещё прочту в этот вечер и важную фразу о Николае Петровиче из воспоминаний Марка Анатольевича: «Коля Караченцов стал именно тем тараном, который пробил в стене эту брешь, отделяющую старый театр ленинского комсомола от нового московского «Ленкома». Успех «Тиля во многом определился новым героем, актёром синтетического свойства. А остальное и прочее заключалось в чрезвычайно насыщенной агрессивной артистической подвижности, то есть том бесценном двое, который прежде в театре называли темпераментом», - словами из книги своего отца завершила выступление Александра Захарова. 
 
Не только коллег артистов Николая Караченцова объединил этот вечер в «Ленкоме», но и тех, с кем он работал и дружил. Среди гостей в зале были и кинорежиссёр Алла Сурикова, легенда балета, народный артист СССР Владимир Васильев, президент Российской Федерации тенниса Шамиль Тарпищев и многие другие. 
 
Елена Степанова и Виктор Раков исполнили композицию, которую, как сказали ведущие, Николай Караченцов очень любил и записал накануне аварии, в 2004 году, - «Звезды сошли с небес» ( в песне есть строки «Только наша любовь вновь из пепла меня воскрешает». «Неслучайно, именно эту композицию Людмила Поргина, тогда восприняла как символ возвращения мужа», - сказал Дмитрий Певцов. 
 
Хриплый и такой знакомый бас, который, по словам, Дмитрия Певцова, особенно любили пародировать молодые артисты, гости вечера слышали не раз. Голос Николая Караченцова звучал во многих композициях.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Приношение Майе

    20 ноября 2020 года Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 95 лет. В этот день на Исторической сцене Большого театра прошёл вечер памяти великой балерины, ушедшей из жизни пять лет назад, за полгода до своего девяностолетия, к которому она готовилась и детально продумала программу гала в свою честь. ...
  • «Он был ни на кого не похожим»

    Церемония прощания прошла в Театре Романа Виктюка. На гражданскую панихиду пришли руководители столичных театров, режиссёры, актёры, друзья и многочисленные поклонники таланта Романа Григорьевича. «Невероятно трудно говорить. ...
  • Умер Сергей Бархин

    19 ноября не стало выдающегося театрального художника Сергея Бархина. Об этом сообщил на своей странице в facebook художественный руководитель Театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис.  Сергей Михайлович Бархин родился 31 марта 1938 в Москве. ...
  • Легенда уже навсегда

    Ужасный год продолжает безжалостно множить чёрный список потерь. Сегодня умер Роман Виктюк. Безусловный мастер режиссуры, автор неподражаемого стиля, полета, эстетики. Создатель не только более 250 спектаклей по всему миру, но и собственного театра со своим сценическим языком, пластикой, энергетикой. ...
Читайте также