Максим Аверин: «Быть может, здесь мое начало…»

 

То, что Максим Аверин пишет стихи, «Театралу» было известно давно, но актер не сразу решился их обнародовать. И вот, наконец, мы публикуем подборку его стихотворений.

- Стихи возникают в моменты, когда уже не можешь не сказать. Иногда это результат ночных бдений, размышлений и переживаний. Можно сказать, что это - мысли вслух, просто они зарифмованы. Боже упаси называться поэтом!

Стихи, посвященные Николаю Караченцову, я написал очень быстро, но долго мучился – боялся их читать. И все же мне так хотелось сказать что-то личное на вечере его памяти, что я набрался смелости и прочитал. Правда, не сказал, что это мои стихи, а когда спрашивали, неопределенно отвечал: ну, один знакомый поэт…

Какие-то стихи рождались, когда мы с друзьями просто гуляли, заходили во всякие кафешки и что-то сочиняли… Все рождалось на ходу! Не было такого, что садишься и «давишься» рифмами. Все как-то само приходило. И поэтому, наверное, в этом есть какая-то «безответственность».

Оттого что я в работе всегда имею дело с высокой поэзией, мне страшновато на фоне этих великих поэтов что-то свое обнародовать, но, может быть, уже пора поделиться…
 
***
А вдруг и я из этих мест...
Быть может, здесь моё начало...
Когда был маленьким отец,
Он так же стоя у причала,
Мечтал о странах, городах,
Большим казалось всё во снах,
А наяву громадным, шумным,
И легким, и совсем не трудным,
Живым всё было и простым,
Весь мир казался мне моим.
 
***
Я когда-нибудь вам напишу,
Пару строчек, как жизнь - пара строчек.
Напишу, как я вас люблю,
Без кавычек и немыслимых точек.
 
Напишу вам, как я одинок,
Как скучаю по вам, как тоскую.
Пара строк, всего пара строк,
Как надеюсь и вами любуюсь.
 
А в конверт вложу я листок,
Что мы осенью прошлой сорвали.
Вы прочтёте меня между строк,
Вспоминайте меня без печали.
 
Вспоминайте, как мы, только мы,
В этом мире смеялись и были.
Только нам открывались миры,
Те, в которых родились и жили.
 
Этот мир всего пара строк,
Лишь мгновенье, и все же уверен,
Прочитали меня только вы,
Бесконечно люблю. Ваш Аверин.
 
***
Михайловское. Осень. Лишь начало.
Как будто бы свободнее дышу.
Аллеи знойные готовятся ко сну,
Приходы холодов всё предвещало.
 
Теперь пора признать, что осень ближе
Характеру и нраву моему,
Не то чтобы я лето ненавижу,
А просто осенью, итоги подвожу.
 
Считаю подвиги, ошибки и победы,
Провалы, поиски, что сделал и сыграл.
Я раньше столького, по глупости, не ведал.
Ведь раньше по-другому все считал.
 
Теперь ответы и вопросы все равны:
Есть ДА и НЕТ! И коротко и проще.
Не рисовать, не лгать, а напрямки,
Интуитивно, нагло иль на ощупь.
 
Михайловское. Это лишь начало.
Рисунки Пушкина, его черновики
Глядят со стен так грустно и печально:
«Ну-ну, давай, попробуй, удиви».
 
Памяти Николая Караченцова
Перед злобой людской,
Как на плахе, ты должен ответствовать.
Каждый миг, каждый радостный час
Отдавать по счетам.
Только гибель артиста
Вокруг начинают все чествовать,
Как играл он, как душу
Выкладывал нам.
Вот и замер оркестр,
Неистово выдержав терцию.
Взвизгнет скрипка
Отчаянно, больно, любя,
И поддержит её виолончель,
Словно раненной птицею,
Защищая её и прощая всё,
Нежно скорбя.
Голос робкий взметнёт канонадой,
По щекам ударит молва.
Кто-то скажет: куда? Да и надо ли?
Глупый, стой! Надорвёшься,
Лишь одна бывает струна.
И на самом верху, где уже не страшно, не больно,
Под всеобщий восторг на тебя устремившихся глаз,
Там задышишь свободно и вольно,
Как в последний, единственный час.
Вот ведь, а с виду был робкий,
Долго ль так протянешь? Ведь нет!
Ничего, посмотрим, я стойкий,
Завтра тоже будет концерт!
 
***
Как тебе повезло. Ну, действительно, почему тебе?
Ночью придёшь в нору, будешь сидеть во тьме.
Горькую водку пить, замыслы свои окрылять.
Ждёт тебя много дней и расстелила кровать.
 
Тихо зажжет свечу и озарит весь дом,
И не разбив тишину, будет молчать вдвоём.
Будет тебя понимать, что ты сейчас не с ней,
Будет терпеть и ждать, годы и много дней.
 
Гений твой прочищать, ставить все на места,
И ожидать с тобой, когда Бог озарит
                                                                    тебя.
Ночью уложит спать, будет посуду мыть,
Господи, почему тебе?! Таким вот счастливым быть.
 
***
Какое слово важное - победа!
Но если из него убрать две буквы,
То из него получится - беда!
И в слове этом
              июньская Москва,
Год сорок первый,
                 началась война!
 
Какое слово горькое - беда!
А в нем плач женщины,
Девчонки, матери, старухи,
Что провожают на войну отца.
И посреди огня, пальбы, разрухи:
«Пройдёт война, я буду ждать тебя!»
 
И много горя было пролито тогда,
В конце письма:
                            «Я буду ждать тебя!»
Все для себя молитвой называли,
И с этими словами погибали,
уста немели, но мольба:
               «Живи! Я буду ждать тебя!»
 
Нет срока у беды.
                 И много бед у той войны!
Но сила той молитвы людям помогала,
Пройти все испытанья горестной беды,
Чтобы вернуть две буквы цвета крови алой.
 
Какое слово долгожданное - победа!
Не убирайте буквы никогда!
В них только горе и беда,
Пусть будет только лишь всегда победа!
 
***
Запечатлеть тот миг, когда все
                                                      рядом...
Родные лица, счастье, города.
Увидеть всех, окинуть нежным
                                                      взглядом.
Не отпускать их больше никогда.
 
Но жизнь летит, и я не успеваю,
На бешеном ходу я тороплюсь.
А лица промелькнувши тают,
Я позабыть их в суете боюсь.
 
Пожалуйста, останьтесь, умоляю!
Ещё чуть-чуть помедлите уход!
Увянут листья и снега растают,
Их не сберечь, никто их не вернёт.
 
***
Мне б обнять вас,
                                 прижать,
А потом отпустить,
                            На все стороны.
Всё пройдёт.
                    Всё проходит.
                                           Проторены,
все дороги,
                  Ухабы, проталинки.
Они вам,
                Как и мне стали маленьки.
Ведь никто не обязан,
                            Не должен нам,
Как хотели, прожили,
                            Прощаю вам!
Лишь, оставьте мне,
                                 Из последнего,
Нашей жизни,
                                Стихотворение.
 
***
А снег все идёт-идёт,
Разлукой по всей земле.
Погода опять всё врёт,
Что я не успею к тебе.
И снова задержка рейса,
И льдом покрыта земля,
Пожалуйста, только не смейся,
Я шёл пешком до тебя!
 
После спектакля не уснуть
Не повторить,
                         не заменить,
Не вспомнить,
                             И не начать сначала.
Не возвратить,
                          не отпустить,
А зритель твой идёт из зала…
 
После спектакля нету сна.
Сыграть бы снова -
               объявить начало!
И мысли бродят до утра,
А зритель твой ушёл из зала.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Яковлева отмечает юбилей

    Прежде, чем отправиться в Москву за своей мечтой стать артисткой, в течение двух лет Елена Яковлева работала библиотекарем, монтажницей, картографом, даже пыталась освоить азы бухгалтерии в институте общепита. В ГИТИС на курс Владимира Андреева поступила сразу. ...
  • Андрей Максимов: «Серебряный век – это жанр»

    В марте Андрей Максимов в Театре Моссовета представит премьеру спектакля «Гроза прошла» по пьесе одного из основателей русского символизма Дмитрия Мережковского. «Театрал» узнал у режиссера подробности предстоящей премьеры. ...
  • Валерий Фокин отмечает 75-летие

    После окончания художественного училища Валерий Фокин работал художником-декоратором, а потом поступил в Театральное училище им. Щукина. Для диплома выбрал «Нос» и «Пышку», которую студенты играли на французском языке. ...
  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
Читайте также