Прима-балерина Большого театра и этуаль миланского «Ла Скала» Светлана Захарова – о благотворительном фестивале детского танца «Светлана», своей десятилетней дочери-гимнастке и премьере балета «Чайка» в постановке Александра Молочникова.
– Светлана, расскажите о вашем самом масштабном проекте – благотворительном фестивале детского танца.
– Ежегодный фестиваль детского танца «Светлана» проходит в Москве по сложившейся традиции в марте, а 1 мая его телевизионную версию, транслирует телеканал «Культура». Впервые фестиваль «Светлана» прошел в 2015 году в концертном зале «Россия» в Лужниках, то есть нашему фестивалю уже шесть лет. К сожалению, в этом году из-за пандемии фестиваль не проводился. Но «Культура» 1 мая все же повторила трансляцию нашего VI фестиваля, который мы успели провести в 2020 году до самоизоляции.
– Фестиваль является благотворительным. Поясните, в чем это выражается?
– Все дети, все танцевальные коллективы, пройдя строгий конкурсный отбор, приезжают на выступление в Москву на благотворительной основе. Проживание, проезд и питание, все эти расходы фестиваль берет на себя. Билеты на концерт мы тоже не продаём, а распространяем абсолютно бесплатно в разные благотворительные организации, передаём в танцевальные коллективы и, конечно же, родителям участников фестиваля. Как правило, в фестивале принимают участие около 800 детей. А в зрительном зале более трёх тысяч зрителей поддерживают юных артистов.
– По каким критериям отбирают участников?
– На отборочном этапе мы смотрим видеозаписи танцевальных номеров коллективов, поступившие к нам в определенный период, как правило, это более трёхсот номеров. На первом этапе их отбирает директор фестиваля Галина Даниловна Захарова. На втором уже подключаюсь я сама. Что касается критериев отбора, то здесь все достаточно просто: самое главное, чтобы нам понравилось выступление того или иного танцевального коллектива. То есть, если я вижу, что все исполнено прекрасно, что коллектив хорошего уровня, я говорю: «Да!».
На нашем фестивале принимают участие исключительно детские коллективы. Для всех участников конкурса равные условия отбора, причем были случаи, когда некоторые коллективы, не попав на фестиваль с первого раза, становились его участниками со второй или третьей попытки. Юные артисты удивляют и впечатляют своими возможностями и талантами, а их педагоги, меня всегда вдохновляют своим отношением к детям и их воспитанию. А еще нас поддерживает песнями детский ансамбль «Домисолька» и академия Игоря Крутого.
– Помимо балета, на сцене можно увидеть и другие жанры?
– Да. Это и народные танцы, и современные.
– В 2015 году в фестивале приняли участие 400 детей из России, а посмотрели танцевальное мероприятие около 4000 зрителей. За шесть лет география участников увеличилась?
– Конечно. И география, и количество участников. У нас выступали ребята из разных городов со всей страны, и из года в год география расширяется. К нам приезжают дети в возрасте от 5 до 18 лет. Я восхищаюсь не только этими талантливыми, целеустремленными ребятами, но и их педагогами, которые порой на голом энтузиазме содержат танцевальные студии, вкладывая свой труд, моральные и финансовые силы. И это, конечно же, дает хороший результат. Вообще, в России очень много уникальных, талантливых детей и достаточно много педагогов-энтузиастов.
– Сценическая площадка все время одна и та же или меняется?
– Пять лет фестиваль проходил в ГЦКЗ «Россия», а с прошлого года – во Дворце художественной гимнастики Ирины Винер. В любом случае каждый год мы строим специальную сцену, делаем декорации, и к каждому номеру готовится своя графика. Получается масштабное, грандиозное танцевальное шоу, аналогов которому в мире танца нет.
– Ведущими фестиваля тоже являются дети?
– Да. Анна Репина, моя дочь, и Геннадий Перевердиев.
– Ваша 10 летняя дочь Аня занимается не балетом, а художественной гимнастикой. Это ее сознательный выбор или на него повлияли вы, зная о всех нюансах балета не понаслышке?
– Вы знаете, поначалу мы решили отдать ее для общей физической подготовки в художественную гимнастику, когда ей было 5 лет. Но ей так понравился этот вид спорта, что она уже не видит себя в чем-то другом. А мы и не настаиваем, ведь главное, чтобы ей нравилось то, чем она занимается. Анюта тренируется в центре художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой. И уже добилась успехов – имеет II юношеский разряд.
– На дворе лето – сезон отпусков. Куда планируете поехать или, может, уже съездили?
– Вообще я люблю отдыхать и в России, и за рубежом. Если говорить о загранице, то мои любимые страны – Италия, Кипр, Испания, Австрия. Очень люблю столицу Австрии – Вену. А в Италии я вообще чувствую себя, как дома. В России люблю путешествовать с друзьями по Крыму. Нравится бывать в Сочи, в районе Адлер – это буквально в 7 минутах езды от аэропорта, рядом с Олимпийской деревней. Там потрясающей красоты место – с одной стороны горы, с другой – море. А еще мне нравится Алтай. Так как эпидемиологическая обстановка в мире с прошлого года не стала намного лучше, скорее всего, поедем с семьей именно туда. Я там уже была и осталась в восторге.
– При колоссальной нагрузке в балете, а у примы-балерины и подавно, как любите отдыхать, когда бывает такая редкая возможность?
– Отдых для меня – это когда ничего не нужно делать, а можно просто побыть домой с семьей.
– Что вы делаете для того, чтобы поддерживать хорошую форму? Может быть, занимаетесь пилатесом, ходите в бассейн?
– Нет, поддерживать хорошую форму мне помогают регулярные, ежедневные репетиции, ведь если не позаниматься в зале три-четыре дня, потом придется набирать форму неделю, поэтому я стараюсь уделять время репетициям, без которых хорошая форма, как и отличное выступление, невозможны. Ну, а сил и времени на плавание, пилатес просто уже не остается, поэтому, когда у меня изредка появляется свободное время, я стараюсь ничего не делать вообще. Это и есть мой отдых.
– В новом сезоне зрители увидят премьеру «Чайки», первый показ которой состоялся 1 июля. Тандем хореографа Юрия Посохова и композитора Илья Демуцкого уже известен по многим работам – это и «Габриэль Шанель», и «Герой нашего времени», «Нуреев» и балет «Анна Каренина», поставленный в США. А вот участие Александра Молочникова в создании балета – это, по-моему, в театре впервые. Как строился репетиционный процесс?
– Вы знаете, с появлением Саши Молочникова репетиционный процесс сильно изменился. Во-первых, он приходил на все репетиции, чего не делают другие режиссеры. Он, можно сказать, видел весь процесс рождения хореографии. Вносил свои идеи, рассказывал о своем понимании ролей и ситуаций, происходивших между героями спектакля.
– Премьера добавляет вам большего волнения, чем обычное выступление, или за много лет работы на сцене вы уже перестали волноваться?
– Конечно, премьера – это всегда волнительно. Поэтому я себя комфортно начинаю чувствовать в новом спектакле только после трех-четырех его показов.
– Светлана, расскажите о вашем самом масштабном проекте – благотворительном фестивале детского танца.
– Ежегодный фестиваль детского танца «Светлана» проходит в Москве по сложившейся традиции в марте, а 1 мая его телевизионную версию, транслирует телеканал «Культура». Впервые фестиваль «Светлана» прошел в 2015 году в концертном зале «Россия» в Лужниках, то есть нашему фестивалю уже шесть лет. К сожалению, в этом году из-за пандемии фестиваль не проводился. Но «Культура» 1 мая все же повторила трансляцию нашего VI фестиваля, который мы успели провести в 2020 году до самоизоляции.
– Фестиваль является благотворительным. Поясните, в чем это выражается?
– Все дети, все танцевальные коллективы, пройдя строгий конкурсный отбор, приезжают на выступление в Москву на благотворительной основе. Проживание, проезд и питание, все эти расходы фестиваль берет на себя. Билеты на концерт мы тоже не продаём, а распространяем абсолютно бесплатно в разные благотворительные организации, передаём в танцевальные коллективы и, конечно же, родителям участников фестиваля. Как правило, в фестивале принимают участие около 800 детей. А в зрительном зале более трёх тысяч зрителей поддерживают юных артистов.
– По каким критериям отбирают участников?
– На отборочном этапе мы смотрим видеозаписи танцевальных номеров коллективов, поступившие к нам в определенный период, как правило, это более трёхсот номеров. На первом этапе их отбирает директор фестиваля Галина Даниловна Захарова. На втором уже подключаюсь я сама. Что касается критериев отбора, то здесь все достаточно просто: самое главное, чтобы нам понравилось выступление того или иного танцевального коллектива. То есть, если я вижу, что все исполнено прекрасно, что коллектив хорошего уровня, я говорю: «Да!».
На нашем фестивале принимают участие исключительно детские коллективы. Для всех участников конкурса равные условия отбора, причем были случаи, когда некоторые коллективы, не попав на фестиваль с первого раза, становились его участниками со второй или третьей попытки. Юные артисты удивляют и впечатляют своими возможностями и талантами, а их педагоги, меня всегда вдохновляют своим отношением к детям и их воспитанию. А еще нас поддерживает песнями детский ансамбль «Домисолька» и академия Игоря Крутого.
– Помимо балета, на сцене можно увидеть и другие жанры?
– Да. Это и народные танцы, и современные.
– В 2015 году в фестивале приняли участие 400 детей из России, а посмотрели танцевальное мероприятие около 4000 зрителей. За шесть лет география участников увеличилась?
– Конечно. И география, и количество участников. У нас выступали ребята из разных городов со всей страны, и из года в год география расширяется. К нам приезжают дети в возрасте от 5 до 18 лет. Я восхищаюсь не только этими талантливыми, целеустремленными ребятами, но и их педагогами, которые порой на голом энтузиазме содержат танцевальные студии, вкладывая свой труд, моральные и финансовые силы. И это, конечно же, дает хороший результат. Вообще, в России очень много уникальных, талантливых детей и достаточно много педагогов-энтузиастов.
– Сценическая площадка все время одна и та же или меняется?
– Пять лет фестиваль проходил в ГЦКЗ «Россия», а с прошлого года – во Дворце художественной гимнастики Ирины Винер. В любом случае каждый год мы строим специальную сцену, делаем декорации, и к каждому номеру готовится своя графика. Получается масштабное, грандиозное танцевальное шоу, аналогов которому в мире танца нет.
– Ведущими фестиваля тоже являются дети?
– Да. Анна Репина, моя дочь, и Геннадий Перевердиев.
– Ваша 10 летняя дочь Аня занимается не балетом, а художественной гимнастикой. Это ее сознательный выбор или на него повлияли вы, зная о всех нюансах балета не понаслышке?
– Вы знаете, поначалу мы решили отдать ее для общей физической подготовки в художественную гимнастику, когда ей было 5 лет. Но ей так понравился этот вид спорта, что она уже не видит себя в чем-то другом. А мы и не настаиваем, ведь главное, чтобы ей нравилось то, чем она занимается. Анюта тренируется в центре художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой. И уже добилась успехов – имеет II юношеский разряд.
– На дворе лето – сезон отпусков. Куда планируете поехать или, может, уже съездили?
– Вообще я люблю отдыхать и в России, и за рубежом. Если говорить о загранице, то мои любимые страны – Италия, Кипр, Испания, Австрия. Очень люблю столицу Австрии – Вену. А в Италии я вообще чувствую себя, как дома. В России люблю путешествовать с друзьями по Крыму. Нравится бывать в Сочи, в районе Адлер – это буквально в 7 минутах езды от аэропорта, рядом с Олимпийской деревней. Там потрясающей красоты место – с одной стороны горы, с другой – море. А еще мне нравится Алтай. Так как эпидемиологическая обстановка в мире с прошлого года не стала намного лучше, скорее всего, поедем с семьей именно туда. Я там уже была и осталась в восторге.
– При колоссальной нагрузке в балете, а у примы-балерины и подавно, как любите отдыхать, когда бывает такая редкая возможность?
– Отдых для меня – это когда ничего не нужно делать, а можно просто побыть домой с семьей.
– Что вы делаете для того, чтобы поддерживать хорошую форму? Может быть, занимаетесь пилатесом, ходите в бассейн?
– Нет, поддерживать хорошую форму мне помогают регулярные, ежедневные репетиции, ведь если не позаниматься в зале три-четыре дня, потом придется набирать форму неделю, поэтому я стараюсь уделять время репетициям, без которых хорошая форма, как и отличное выступление, невозможны. Ну, а сил и времени на плавание, пилатес просто уже не остается, поэтому, когда у меня изредка появляется свободное время, я стараюсь ничего не делать вообще. Это и есть мой отдых.
– В новом сезоне зрители увидят премьеру «Чайки», первый показ которой состоялся 1 июля. Тандем хореографа Юрия Посохова и композитора Илья Демуцкого уже известен по многим работам – это и «Габриэль Шанель», и «Герой нашего времени», «Нуреев» и балет «Анна Каренина», поставленный в США. А вот участие Александра Молочникова в создании балета – это, по-моему, в театре впервые. Как строился репетиционный процесс?
– Вы знаете, с появлением Саши Молочникова репетиционный процесс сильно изменился. Во-первых, он приходил на все репетиции, чего не делают другие режиссеры. Он, можно сказать, видел весь процесс рождения хореографии. Вносил свои идеи, рассказывал о своем понимании ролей и ситуаций, происходивших между героями спектакля.
– Премьера добавляет вам большего волнения, чем обычное выступление, или за много лет работы на сцене вы уже перестали волноваться?
– Конечно, премьера – это всегда волнительно. Поэтому я себя комфортно начинаю чувствовать в новом спектакле только после трех-четырех его показов.