Светлана Захарова: «У нас много талантливых детей и педагогов-энтузиастов»

 
Прима-балерина Большого театра и этуаль миланского «Ла Скала» Светлана Захарова – о благотворительном фестивале детского танца «Светлана», своей десятилетней дочери-гимнастке и премьере балета «Чайка» в постановке Александра Молочникова. 

– Светлана, расскажите о вашем самом масштабном проекте – благотворительном фестивале детского танца.

– Ежегодный фестиваль детского танца «Светлана» проходит в Москве по сложившейся традиции в марте, а 1 мая его телевизионную версию, транслирует телеканал «Культура». Впервые фестиваль «Светлана» прошел в 2015 году в концертном зале «Россия» в Лужниках, то есть нашему фестивалю уже шесть лет. К сожалению, в этом году из-за пандемии фестиваль не проводился. Но «Культура» 1 мая все же повторила трансляцию нашего VI фестиваля, который мы успели провести в 2020 году до самоизоляции.

– Фестиваль является благотворительным. Поясните, в чем это выражается?

– Все дети, все танцевальные коллективы, пройдя строгий конкурсный отбор, приезжают на выступление в Москву на благотворительной основе. Проживание, проезд и питание, все эти расходы фестиваль берет на себя. Билеты на концерт мы тоже не продаём, а распространяем абсолютно бесплатно в разные благотворительные организации, передаём в танцевальные коллективы и, конечно же, родителям участников фестиваля. Как правило, в фестивале принимают участие около 800 детей. А в зрительном зале более трёх тысяч зрителей поддерживают юных артистов.

– По каким критериям отбирают участников?

– На отборочном этапе мы смотрим видеозаписи танцевальных номеров коллективов, поступившие к нам в определенный период, как правило, это более трёхсот номеров. На первом этапе их отбирает директор фестиваля Галина Даниловна Захарова. На втором уже подключаюсь я сама. Что касается критериев отбора, то здесь все достаточно просто: самое главное, чтобы нам понравилось выступление того или иного танцевального коллектива. То есть, если я вижу, что все исполнено прекрасно, что коллектив хорошего уровня, я говорю: «Да!».

На нашем фестивале принимают участие исключительно детские коллективы. Для всех участников конкурса равные условия отбора, причем были случаи, когда некоторые коллективы, не попав на фестиваль с первого раза, становились его участниками со второй или третьей попытки. Юные артисты удивляют и впечатляют своими возможностями и талантами, а их педагоги, меня всегда вдохновляют своим отношением к детям и их воспитанию. А еще нас поддерживает песнями детский ансамбль «Домисолька» и академия Игоря Крутого.

– Помимо балета, на сцене можно увидеть и другие жанры?
– Да. Это и народные танцы, и современные.

– В 2015 году в фестивале приняли участие 400 детей из России, а посмотрели танцевальное мероприятие около 4000 зрителей. За шесть лет география участников увеличилась?

– Конечно. И география, и количество участников. У нас выступали ребята из разных городов со всей страны, и из года в год география расширяется. К нам приезжают дети в возрасте от 5 до 18 лет. Я восхищаюсь не только этими талантливыми, целеустремленными ребятами, но и их педагогами, которые порой на голом энтузиазме содержат танцевальные студии, вкладывая свой труд, моральные и финансовые силы. И это, конечно же, дает хороший результат. Вообще, в России очень много уникальных, талантливых детей и достаточно много педагогов-энтузиастов.

– Сценическая площадка все время одна и та же или меняется?

– Пять лет фестиваль проходил в ГЦКЗ «Россия», а с прошлого года – во Дворце художественной гимнастики Ирины Винер. В любом случае каждый год мы строим специальную сцену, делаем декорации, и к каждому номеру готовится своя графика. Получается масштабное, грандиозное танцевальное шоу, аналогов которому в мире танца нет.

– Ведущими фестиваля тоже являются дети?

– Да. Анна Репина, моя дочь, и Геннадий Перевердиев.

– Ваша 10 летняя дочь Аня занимается не балетом, а художественной гимнастикой. Это ее сознательный выбор или на него повлияли вы, зная о всех нюансах балета не понаслышке?

– Вы знаете, поначалу мы решили отдать ее для общей физической подготовки в художественную гимнастику, когда ей было 5 лет. Но ей так понравился этот вид спорта, что она уже не видит себя в чем-то другом. А мы и не настаиваем, ведь главное, чтобы ей нравилось то, чем она занимается. Анюта тренируется в центре художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой. И уже добилась успехов – имеет II юношеский разряд.

– На дворе лето – сезон отпусков. Куда планируете поехать или, может, уже съездили?

– Вообще я люблю отдыхать и в России, и за рубежом. Если говорить о загранице, то мои любимые страны – Италия, Кипр, Испания, Австрия. Очень люблю столицу Австрии – Вену. А в Италии я вообще чувствую себя, как дома. В России люблю путешествовать с друзьями по Крыму. Нравится бывать в Сочи, в районе Адлер – это буквально в 7 минутах езды от аэропорта, рядом с Олимпийской деревней. Там потрясающей красоты место – с одной стороны горы, с другой – море. А еще мне нравится Алтай. Так как эпидемиологическая обстановка в мире с прошлого года не стала намного лучше, скорее всего, поедем с семьей именно туда. Я там уже была и осталась в восторге.

– При колоссальной нагрузке в балете, а у примы-балерины и подавно, как любите отдыхать, когда бывает такая редкая возможность?

– Отдых для меня – это когда ничего не нужно делать, а можно просто побыть домой с семьей.

– Что вы делаете для того, чтобы поддерживать хорошую форму? Может быть, занимаетесь пилатесом, ходите в бассейн?

– Нет, поддерживать хорошую форму мне помогают регулярные, ежедневные репетиции, ведь если не позаниматься в зале три-четыре дня, потом придется набирать форму неделю, поэтому я стараюсь уделять время репетициям, без которых хорошая форма, как и отличное выступление, невозможны. Ну, а сил и времени на плавание, пилатес просто уже не остается, поэтому, когда у меня изредка появляется свободное время, я стараюсь ничего не делать вообще. Это и есть мой отдых.

– В новом сезоне зрители увидят премьеру «Чайки», первый показ которой состоялся 1 июля. Тандем хореографа Юрия Посохова и композитора Илья Демуцкого уже известен по многим работам – это и «Габриэль Шанель», и «Герой нашего времени», «Нуреев» и балет «Анна Каренина», поставленный в США. А вот участие Александра Молочникова в создании балета – это, по-моему, в театре впервые. Как строился репетиционный процесс?

– Вы знаете, с появлением Саши Молочникова репетиционный процесс сильно изменился. Во-первых, он приходил на все репетиции, чего не делают другие режиссеры. Он, можно сказать, видел весь процесс рождения хореографии. Вносил свои идеи, рассказывал о своем понимании ролей и ситуаций, происходивших между героями спектакля.

– Премьера добавляет вам большего волнения, чем обычное выступление, или за много лет работы на сцене вы уже перестали волноваться?

– Конечно, премьера – это всегда волнительно. Поэтому я себя комфортно начинаю чувствовать в новом спектакле только после трех-четырех его показов.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Я хочу остаться в тебе памятью»

    4 апреля в Театре «у Никитских ворот» состоялся премьерный показ спектакля «Голос отца» по пьесе Андрея Платонова. Постановка Марка Розовского. Платонов завершил работу над «Голосом отца» в тяжелом 1938 году. ...
  • Культурный дайджест

    На больших экранах в эти выходные смотрим «Сто лет тому вперёд» по мотивам повести Кира Булычева со звездным составом артистов: Дарьей Верещагиной, Марком Эйдельштейном, Юрием Борисовым, Константином Хабенским, Викторией Исаковой и Александром Петровым в новом амплуа. ...
  • «Это журнал о моей профессии!»

    В этом юбилейном для «Театрала» году наши друзья поздравляют журнал и отвечают на три вопроса: 1. За что вы любите «Театрал»? 2. За что не любите «Театрал» и 3 «Если бы главным редактором был я…» Александр Коршунов, актер худрук театра «Сфера» Я от души поздравляю журнал «Театрал» с юбилеем, с двадцатилетием! ...
  • Николай Шмелев: «Никогда российский театр не был доступен глухим»

    В России более 13 млн. человек с нарушением слуха. Численность сопоставимая населению Москвы. Причем, по данным Всероссийского общества глухих (ВОГ), носителями жестового языка являются порядка 300 тыс. человек. То есть огромная аудитория, для которой, к сожалению, оказались недоступными спектакли, экскурсии и кинофильмы. ...
Читайте также

Разыгрываем билеты на спектакль с Игорем Верником и Марией Фоминой!

Переходите в наш Telegram и участвуйте!